Забайкальский призыв

Забайкальский призыв

Оцените материал
(0 голосов)

Формирование жизненных компетенций у обучающихся с РАС

ras

Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная задача школы. Это касается и детей с типичным развитием, и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС).

Для того чтобы приступить к обучению, прежде всего, следует выбрать конкретную цель и определить методы, с помощью которых эта цель будет достигнута. Это привычно и понятно в тех случаях, когда детей обучают академическим навыкам: письму, чтению, счету и прочее. Сложнее сформулировать задачи при обучении навыкам, необходимым для самостоятельной жизни, тем более, если предстоит учить ребенка с РАС.

Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повышение качества жизни, что предполагает, в частности:

— повышение уровня самостоятельности;

— возможность устанавливать социальные отношения;

— возможность учиться и работать;

—  доступ к активному отдыху и досугу.

Для повышения качества жизни людей с РАС необходимы два взаимодополняющих направления в работе: формирование новых навыков и устранение нежелательных форм поведения (агрессии, аутоагрессии, истерик и пр.), которые препятствуют социализации. Поскольку во многих случаях далеко не все навыки, необходимые для независимого функционирования, могут быть сформированы, следует создавать специальные условия или среду, которая позволит компенсировать отсутствующие навыки. Наличие таких условий обеспечивает достаточно высокое качество жизни даже при низком уровне функционирования человека.

Чем больше навыков удается сформировать, тем менее жесткими становятся требования к среде, и тем больше открывается возможностей существовать в социуме, а значит, получать доступ к образованию, досугу и работе.

Для повышения качества жизни ребенка с РАС первостепенное значение приобретают так называемые жизненные навыки, или жизненные компетенции.

Жизненные компетенции – это те навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования. Для некоторых детей с РАС такими навыками являются самостоятельное одевание или приём пищи. Для других – умение пользоваться общественным транспортом, самостоятельно переходить дорогу или разрешать конфликтные ситуации. Таким образом, формирование жизненных компетенций становится одной из важнейших задач при обучении ребенка с РАС.

Формирование жизненных компетенций у детей с РАС в процессе обучения по адаптированным основным образовательным программам и адаптированным образовательным программам – одна из центральных и наиболее значимых областей в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный № 3584). Начальное образование обучающегося с РАС может считаться качественным и удовлетворять требованиям только при условии, если он продвигается по обоим направлениям: осваивает адаптированную основную образовательную программу начального общего образования (далее – АООП НОО) и продвигается в области формирования жизненных компетенций. Так, например, при оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок следует выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

К условиям, необходимым для удовлетворения особых образовательных потребностей, общих для всех категорий обучающихся с ОВЗ, в том числе и с РАС, относятся:

— осуществление целенаправленной коррекционной работы в процессе освоения обучающимися содержания всех образовательных областей, а также в ходе проведения коррекционных занятий;

— практическая направленность всего образовательного процесса, обеспечивающая овладение обучающимися жизненными компетенциями; организация медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса обучающихся;

— организация сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра, обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных (базовых) учебных действий, которые способствуют не только успешному усвоению некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего, жизненных компетенций, составляющих основу социальной успешности.

 

Информация по Комплексу мер.

ГОУ «Черновская специальная (коррекционная) школа - интернат» участвует в реализации мероприятий Комплекса мер по оказанию медико-социальной, социально-психологической, социально-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра и семьям, в которых они воспитываются, финансируемого Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В течение 2017 - 2018гг. в ГОУ «Черновская специальная (коррекционная) школа - интернат» реализовывались мероприятия Комплекса мер по оказанию социально-психологической, социально-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра и семьям, в которых они воспитываются (далее – Комплекса мер).

В ходе реализации Комплекса мер в учреждение поступило необходимое оборудование для решения целей и задач по обучению, воспитанию, социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра.

За счет средств выделенных в рамках Комплекса мер педагоги прошли стажировки в разных учреждениях РФ:

- в АУ ВО «Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус надежды»» г.Воронежа по направлению «Комплексная помощь детям с РАС»;

- в ГАУСО Новосибирской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (для лиц с дефектами умственного и физического развития) по направлению «Комплексная помощь детям с РАС в Новосибирской области».

В рамках Комплекса мер, ГОУ «Черновская специальная (коррекционная) школа - интернат» внедряет следующие технологии:

- «Обучение детей с признаками РАС и с РАС по адаптированным образовательным программам»;

- «Привитие навыков социально-бытовой ориентации у детей с признаками РАС и с РАС» на базе государственного образовательного учреждения «Черновская специальная (коррекционная) школа-интернат»;

- «Вовлечение детей с признаками РАС и с РАС в занятия адаптивной физической культурой и ритмикой»;

- «Мой театр» (творческое, психоэмоциональное, познавательное развитие детей с признаками РАС и с РАС) на базе государственного образовательного учреждения «Черновская специальная (коррекционная) школа-интернат».

 Мероприятий Комплекса мер по оказанию социально-психологической, социально-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра.

Годовой отчет по реализации мероприятий Комплекса мер

 

Февраль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28